Профессиональные справочные системы для специалистов
22.05.2019
Нужно ли платить акцизы на алкогольную продукцию при обнаружении недостачи, порчи, потери при её использовании в лабораторных исследованиях и рекламе?

     Письмо ФНС России от 15 апреля 2019 года N СД-4-3/7052@
     
     1. При обнаружении недостачи, порчи или потерь алкогольной продукции акцизы платятся за весь объем алкоголя. Можно исключить потери в пределах норм естественной убыли, но только если эти потери произошли не по вине самого производителя.
     
     Логика следующая. Недостача подакцизных товаров - алкогольной продукции (сверх норм естественной убыли) определяется как их реализация (пункт 4 статьи 195 НК РФ) и, соответственно, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ облагается акцизами (данная позиция подтверждается письмом Минфина РФ от 09.02.2017 N 03-13-05/7076).
     
     Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2003 N 95, не относят к естественной убыли технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, если они произошли из-за нарушения требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
     
     Поэтому производитель алкогольной продукции должен исчислить и уплатить акциз по всему объему проданного алкоголя, включая объем его порчи (брака) и потерь при хранении и транспортировке, за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли.
     
     2. Если алкоголь используется в лабораторных исследованиях, то акциз не платится, а если в рекламе, то акциз платится.
     
     Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 182 НК РФ передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд признается объектом налогообложения.
     
     При передаче производителем алкогольной продукции в лабораторию для исследования этой продукции право собственности не переходит, а также данная алкогольная продукция не используются для собственных нужд производителя.
     
     Учитывая изложенное, алкоголь, передаваемый производителем в лабораторию для его исследования в пределах норм, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТом, ОСТом, ТУ), налогообложению акцизами не подлежат (данная позиция подтверждается письмом Минфина РФ от 20.02.2008 N 03-07-06/13).
     
     При проведении рекламы производитель алкогольной продукции фактически осуществляет передачу прав собственности на подакцизный товар неопределенному кругу лиц, участвующих в рекламе продукции.
     

     Следовательно, передача производителем алкоголя для рекламы является реализацией подакцизной продукции и, соответственно, облагается акцизом (данная позиция подтверждается письмом Минфина РФ от 26.03.2014 N 03-07-15/13255, а также судебной практикой - постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2014 по делу N А40-14888/14).